Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Скидки
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Достаточно ли информации размещенной на сайте?
Всего 10 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 13 человек

Скоро в школу

Дата: 11 июня 2016 в 08:06, Обновлено 24 ноября 2016 в 12:02
Автор: Костко Г. М.

 

Психологическая готовность ребенка

к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания, умения и навыки, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Что же входит в этот набор? Это, прежде всего, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а так же достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство сразу ответят, что их дети хотят идти в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них уже есть. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу по разным причинам: потому что все сверстники туда идут, потому что слышал дома, что это престижно и важно, потому что получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Все новое привлекает детей, а в школе практически все для них является новым! Но это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статус школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Ваш ребенок стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права и закрепленные за ним обязанности (например: рано вставать, готовить уроки), которые обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье. Пусть он еще не полностью осознает, что ему придется пожертвовать играми и прогулкой, чтобы приготовить уроки, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Интерес к внешней стороне учебы является первым этапом развития мотивационной готовности. Такой интерес недолог, и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно в это время должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Однако это уже зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе.

В настоящее время стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и являются основой психологической готовности к школе. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, т.к. школьная обстановка и правила поведения будут ему в тягость. Ребенок будет отвлекаться во время урока, уходить в мечты, проявлять интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, появляется негативное отношение к учителю или одноклассникам. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы не готовили его к занятиям дома.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе успешно, начните со следующего:

- расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- воспитывайте интерес к содержанию занятий, получению новых знаний;

- воспитывайте произвольность, управляемость поведением;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Интеллектуальная готовность.

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее- это обучение детей навыкам чтения, письма и счета.

Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных ЗУНов (хотя начальные навыки у ребенка должны быть). Главное- это наличие у него такого уровня психологического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и дает ребенку возможность научиться читать, писать и считать.

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к условиям школы. Речь идет об умении ребят слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Это умение подчинять свои непосредственные желания и побуждения основной своей деятельности- учебе. Необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные задания.

Мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, считать и писать, тратим на это массу сил и времени. А потом оказывается, что у ребенка нет главного- умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15

Чтобы успешно учиться, ребенок должен уметь понимать учебную задачу, т.е. способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

Очень важно, чтобы ребенок умел работать по инструкции. Понаблюдайте как он работает дома с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши задания. Если ребенок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания- не списывайте все на возраст в надежде что «со временем пройдет». Необходимо, набравшись терпения, проводить занятия на формирование умения действовать по инструкции. Вам придется настойчиво и спокойно возвращать ребенка к той задаче, которую поставили.

Важно умение ребенка жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

Благодаря умению общаться с другими детьми и взрослыми ребенок может благополучно наладить отношения в новом классном коллективе и с учителем.

Для этого необходимо:

1. Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;

2. Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

3. Умение налаживать контакты с другими, что способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям;

4. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Доброжелательность, уважение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие;

5. Умение согласовать действия с другими, осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.